- Регистрация
- 13 Апр 2023
- Сообщения
- 4.853
- Репутация
- 405
- Реакции
- 4.924
- Баллы
- 2.532
- Вещества
- Amphetamine, Methamphetamine, Кокос, Mephedrone, MDМA, Ecstazy, Marihuana, марки
Правоохранительная система Украины наказывает потребителей наркотиков, а крупные наркосети остаются безнаказанными — анализ судебной статистики
Годами украинская правоохранительная система отчитывается о тысячах осужденных «наркопреступников». Однако анализ судебных данных показывает, что этими преступниками на самом деле являются преимущественно потребители, а не дилеры. Организованные группы, которые являются источником проблемы, остаются почти безнаказанными.Эта статистика — результат системной дисфункции. Правоохранительная система фокусируется на мелких делах, которые легко доказать, игнорируя масштабные преступления. Это приводит к имитации борьбы, а не к её реальному ведению. Используя данные судебной статистики от CrimeDataLab, Texty.org.ua демонстрируют, как работает система, почему именно так, кто от этого страдает больше всего и что в ней нужно изменить. Это первая статья из цикла материалов об эффективности работы правоохранительной и судебной систем в Украине и взаимодействии между ними.
Победа с наркоторговлей в Украине только на словах
Если почитать отчёты правоохранителей и посмотреть на официальную статистику за 2024 год, складывается впечатление, что в Украине ведётся эффективная борьба с наркопреступностью.
«Благодаря повышению эффективности работы полиции в 2024 году по сравнению с 2023-м выявлено на 24% больше таких уголовных правонарушений (увеличение с 38,3 тыс. до 47,4 тыс.), в том числе связанных со сбытом наркотических веществ — на 24% (с 14 тыс. до 17,4 тыс.), с организацией наркопритонов — в 2,2 раза (с 450 до 968)», — указано в отчёте Национальной полиции Украины о результатах работы в 2024 году.
О каких статьях идёт речь? Уголовный кодекс чётко разграничивает два основных преступления в этой сфере: незаконное хранение наркотиков без цели сбыта (статья 309 УКУ) и незаконное производство и сбыт (статья 307 УКУ).

Как видим, количество судебных дел, возбужденных против потребителей, стабильно превышает количество дел против сбытчиков, хотя и последних ежегодно становится больше. Например, в 2024-м было открыто более 20 тыс. дел за незаконное хранение и примерно 17 тыс. за сбыт.
Однако зафиксированное правонарушение, связанное со сбытом наркотиков, далеко не всегда означает, что преступление будет раскрыто, а виновных наказано. К реальному лишению или ограничению свободы в 2024 году осудили менее чем 2 тыс. человек по обеим статьям. Чаще штрафуют или освобождают под испытательный срок. Как правило, по обвинению в владении без цели сбыта.

Точно определить эффективность судебной системы и её взаимодействие с правоохранительной невозможно. Правоохранители и суды используют разные параметры для своей статистики. Полиция и прокуратура отчитываются о количестве уголовных дел, то есть расследованных эпизодов, а суды — о количестве осуждённых.
Например, один человек, которого несколько раз поймали на сбыте, может фигурировать в нескольких делах. В отчётах правоохранителей это будет зафиксировано как несколько раскрытых дел, но в судебной статистике будет учтено одно осужденное лицо. Из-за такой несогласованности мы не можем вычислить точный процент «потерянных» дел, однако можем чётко увидеть общий тренд: до суда и реального наказания доходит лишь малая часть всех зарегистрированных преступлений.
Основные термины. Прочитайте, чтобы понять графики ниже
- Учтенное производство: это стартовая точка, которая указывает, что полиция зафиксировала возможное преступление и официально открыла уголовное дело. Заявление подано, и оно принято в работу. Но это ещё не означает, что есть подозреваемый или доказательства. Это лишь фиксация факта.
- Материалы направлены в суд: это следующий важный этап. После того как полиция провела расследование и собрала, по её мнению, достаточно доказательств, прокурор передаёт дело в суд. Множество дел теряется на этапе расследования по разным причинам: не нашли виновных, не хватило доказательств и так далее.
- Осуждено лиц: это результат рассмотрения дела в суде. Эта цифра показывает, скольким людям реально вынесен обвинительный приговор.
Виды наказаний за хранение наркотиков и распространение
- Реальное лишение свободы: человек отправлен в тюрьму.
- Освобождён с испытанием: приговор вынесен, но человек освобождён от отбывания наказания с испытательным сроком (условный срок).

Такая ситуация является системной. В 2014–2024 годах лишь 8 тыс. человек, фигурировавших в 105 тыс. дел, получили реальное лишение свободы по статье 307 УКУ (сбыт). Хотя и по статье 309 (хранение) от наказания преимущественно освобождают (более 43 тыс. из 106 тыс. человек), статистика свидетельствует, что почти в восемь раз чаще осуждают именно за владение: чаще всего назначают штраф, реже лишение или ограничение свободы.

Вместо того чтобы раскрывать масштабные преступления, правоохранительная система фокусируется на мелких правонарушениях, которые проще доказать и передать в суд. Поймать человека с небольшой дозой намного легче, чем проводить сложную оперативную работу, документировать сбыт и выходить на организованные сети. На практике из-за недостатка доказательной базы или нежелания её собирать множество дел переквалифицируется со сбыта на владение. Другим показателем этого явления является малое количество осужденных в составе преступных группировок. Осужденных в составе групп или преступных организаций по обеим статьям в 2024 году было менее 1% от общего количества.
Однако это не означает, что таких групп нет, просто полиция их не замечает или не хочет замечать. По словам Николая Карчевского, эксперта по уголовной юстиции, профессора кафедры права и публичного управления Университета Короля Даниила (Ивано-Франковск), доктора юридических наук и основателя аналитической платформы Crime Data Lab, проблема в том, что преступники кардинально изменили свою бизнес-модель. Крупные наркосети, которые являются источником проблемы, перешли в телеграм, ставший для них анонимным рынком с постоянной рекламой новых каналов. Оплату они принимают в криптовалюте, что усложняет их отслеживание.
И хотя в мировой практике есть успешные примеры борьбы с такими сетями, они остаются вне внимания украинских правоохранителей: то ли из-за сложности отслеживания и сбора доказательной базы, то ли в погоне за показателями, когда к ответственности привлекают потребителей-«одиночек», то ли из-за коррупционных связей с наркобандами. «Слідство.Інфо» расследовало один эпизод такой сотрудничества. В Днепре в 2023 году СБУ разоблачила четырёх должностных лиц одного из районных управлений Нацполиции, которые покрывали деятельность дилеров психотропных веществ. В региональных новостях временами появляются не такие яркие примеры связей офицеров полиции с наркопреступностью.
В этом году стало известно, что Нацполиция задержала не менее 66 членов преступной группы, которая стояла за сетью нарколабораторий и складов по Украине. Для сравнения: в прошлом году за правонарушения, совершенные по статье 307 (сбыт) в составе преступной организации, осудили лишь 11 человек. И не осудили ни одного человека по статье 309 (хранение).
Почему система работает именно так
Глубокая диспропорция в работе правоохранительной системы имеет свои причины. Прежде всего система идёт по пути наименьшего сопротивления, имитируя бурную деятельность и отчитываясь о десятках тысяч дел там, где это проще всего сделать, — в борьбе с потребителями. По словам Николая Карчевского, система не борется эффективно со сбытом, а фокусируется на потребителях. И для такого подхода существует сразу несколько удобных инструментов и оправданий.Функционированию этой системы способствуют чрезвычайно низкие пороги для наступления уголовной ответственности в сфере потребления наркотических веществ. В Украине они одни из самых низких среди стран Европы, что делает потребителей лёгкой добычей для правоохранительной системы и находкой для победной статистики. Нет необходимости проводить длительные расследования или «разрабатывать» преступные группы — достаточно задержать конкретного человека с небольшой дозой и быстро закрыть статистические показатели.
Бороться именно с потребителями, а не с дилерами выгоднее для правоохранителей. Вместо того чтобы использовать наркозависимых как свидетелей или потерпевших для выхода на крупные сети продавцов и поставщиков наркотиков, их самих превращают в обвиняемых. Это позволяет быстро продвигать дело в судах и в итоге создавать видимость работы без реального влияния на наркоторговлю.
Такой подход полностью отражает устаревшие советские традиции. По словам Алексея Харитонова, адвоката и юридического советника БФ «Здоровые решения», основная проблема украинской наркополитики — её непоследовательность. Ещё в 2013 году Стратегия государственной политики в отношении наркотиков предусматривала отмену уголовной ответственности за хранение их в небольших количествах. Она действовала до 2020 года, и её полностью так и не реализовали.
«На сегодняшний день в Украине нет утверждённой стратегии в сфере наркополитики. Соответственно на государственном уровне ключевые задачи и проблемы в этой сфере не определены», — говорит Харитонов.
Как следствие — у нас всё ещё действует советская модель наркополитики, в которой преследуют прежде всего наркозависимых, а не продавцов. В фокусе именно их уголовное преследование, а не лечение, реабилитация и социальная интеграция.
Осуждённых за хранение наркотиков в итоге чаще всего освобождают от отбывания наказания с испытанием, но проходить лечение от зависимости обычно не обязуют. К наркозависимым почти не применяются и пробационные программы — специально разработанные меры для освобождённых с испытанием, которые должны помочь им изменить образ жизни и не совершать новых преступлений.
«На сегодняшний день государство инвестирует больше средств в преследование, чем в реальную помощь и поддержку наркозависимых», — говорит адвокат.
Любые попытки реформ наталкиваются на сопротивление. По словам Мишеля Казачкина, члена Глобальной комиссии по наркополитике, в Украине существует институциональный конфликт: Министерство здравоохранения выступает за гуманизацию, а Министерство внутренних дел, вместо того чтобы направить усилия на борьбу с организованной преступностью в этой сфере, блокирует изменения, выступая «хранителем» старых репрессивных подходов.
По мнению Казачкина, на уровне правительства нет единого «арбитра», который мог бы решить этот конфликт. Как следствие — каждое ведомство действует в своей плоскости, а система продолжает работать по старым удобным схемам.
Кого на самом деле наказывает система
Полномасштабное вторжение показало, что жертвами бездействия правоохранительной системы и наркополитики в условиях войны стали и военнослужащие.Посмотреть вложение 105152
За прошлый год из 6532 осужденных военных 1615 (то есть каждый четвёртый) получили приговор в делах, связанных с наркотиками. После начала полномасштабного вторжения в Украине значительно возросло количество военнослужащих, а значит, и количество осужденных среди них в делах, связанных с наркотиками.
95% этих приговоров — дела по статье 309 УКУ, то есть за хранение без цели сбыта. Для 80% осуждённых военных это было первое судимость в жизни.
В условиях экстремального стресса, физической боли и психологических травм на фронте закономерно возрастает употребление любых психоактивных веществ — от алкоголя и энергетиков до нелегальных наркотиков и рецептурных препаратов. Однако система направляет свои усилия не на борьбу с наркотрафиком в армии, а на наказание тех, у кого находят небольшую дозу, предназначенную чаще всего для личного употребления.
Вместо того чтобы иметь доступ к квалифицированной медицинской и психологической помощи, они попадают в руки уголовной юстиции. Наказание, как правило, не связано с лишением свободы. По словам Алексея Харитонова, часто это штраф в минимально возможном размере — 8500 гривен.
«На данный момент эта проблема замалчивается в обществе, однако требует оперативного реагирования со стороны государства: разработки маршрутов для военных, которые являются пациентами заместительной поддерживающей терапии, разработки и утверждения маршрутов для получения военными услуг по уменьшению вреда, лечению и реабилитации после увольнения с военной службы», — говорит Харитонов.
Три шага к эффективной наркополитике в Украине
Проблема неэффективной наркополитики — это не только вопрос внутренней справедливости. Это также часть евроинтеграционного процесса. Устаревший подход, сфокусированный на наказании потребителей, существенно отличается от современных европейских практик, где приоритетом является здоровье граждан. На пути к ЕС Украине придётся гармонизировать своё законодательство, и наркополитика — одна из ключевых сфер, где изменения являются необходимыми.Эффективная реформа должна основываться на трёх основных принципах.
- Во-первых, смена приоритетов в работе правоохранителей. Главным критерием эффективности должен стать не количество «палок» за мелкие правонарушения, а реальная борьба с организованной преступностью и крупными каналами сбыта.
- Во-вторых, пересмотр порогов — минимального количества вещества, за владение которым наступает уголовная ответственность. Их необходимо повысить до уровня, который чётко разграничивает личное употребление и намерение сбыта. Этот шаг позволит вывести из-под ответственности обычных потребителей, сосредоточившись на борьбе с наркоторговлей.
- В-третьих, декриминализация хранения для личных нужд. Как и в многих европейских странах, ответственность за хранение небольших доз без цели сбыта (статья 309 УКУ) стоит переводить из уголовной в административную. Вместо уголовного дела зависимый человек должен иметь доступ к лечению, а военный, старающийся справиться с фронтовым стрессом, — психологическую поддержку.